Инструкция. Неполадки. Безопасность. Приложения. Интернет

Что такое расширение файла PE? Общие проблемы с открытием файлов PE

Portable Executable (PE) — это формат исполняемых файлов, который появился уже достаточно давно и используется до сих пор на всех версиях ОС Windows. Сюда входят файлы с форматом *.exe, *.dll и другие, и такие файлы содержат в себе всю информацию о программе. Но любая программа может содержать в себе вирус, и перед установкой желательно знать, что же храниться за файлом с таким форматом. Это можно узнать с помощью PE Explorer.

PE Explorer — это программа, которая предназначена для просмотра и изменения всего, что содержится в файлах PE. Эту программу создавали и очень часто используют для обнаружения вирусов, но на этом ее полезные функции не ограничиваются. Например, ее можно использовать для того, чтобы удалить отладочную информацию или перевести на русский любую программу.

Во время сжатия программы, она обычно шифруется, чтобы пользователь или кто-нибудь еще не мог видеть всего, что происходит «за кулисами». Но PE Explorer это не останавливает, ведь благодаря специально написанному алгоритму он умеет расшифровывать эти файлы, и показывать все содержимое.

Просмотр заголовков

Как только вы открыли PE-файл в программе откроется просмотр заголовков. Здесь можно увидеть много интересного, но изменить ничего нельзя, да и не нужно.

Каталоги данных

Data Directories (каталоги данных) является важной частью любого исполняемого файл, потому что именно в этом массиве храниться информация о структурах (их размер, указатель на начало и т.д). Менять следует копии файлов, иначе может привести к необратимым последствиям.

Заголовки секции

Весь важный код приложения храниться в PE Explorer в разных секциях для большей упорядоченности. Так как в этом разделе содержаться все данные, то их можно менять, меняя их расположение. Если какие-то данные менять не следует, программа уведомит вас об этом.

Редактор ресурсов

Как известно, ресурсы являются неотъемлемой частью программы (иконки, формы, надписи). Но с помощью PE Explorer их можно менять. Таким образом, можно заменить у приложения иконку или перевести программу на русский язык. Здесь же можно сохранить ресурсы на компьютер.

Дизассемблер

Это инструмент необходим для проведения экспресс-анализа исполняемых файлов, причем, выполнен он в более упрощенном, но не менее функциональном формате.

Таблица импорта

Благодаря этому разделу в программе можно узнать несет ли вред проверяемое приложение для вашего компьютера. В этом разделе находятся все функции, которые содержаться в программе.

Сканер зависимостей

Еще одно преимущество программы в борьбе с вирусами. Здесь можно увидеть зависимость с динамическими библиотеками, тем самым, распознав, несет угрозу вашему компьютеру это приложение или нет.

Преимущества программы

  1. Интуитивно понятная
  2. Возможность изменять ресурсы
  3. Позволяет узнать о вирусах в программе еще до запуска кода

Недостатки

  1. Отсутствие русификации
  2. Платная (бесплатная версия доступная лишь 30 дней)

PE Explorer является отличным инструментом, который позволит вам защитить от заражения вирусами ваш компьютер. Конечно, ее можно использовать и в другом направлении, добавив в совершенно безобидную программу опасный код, но это делать не рекомендуется. Кроме этого, из-за возможности менять ресурсы, можно добавить рекламу или перевести программу на русский язык.

Резюме файла PE

Файлы PE связаны с три типом (-ами) файлов, и их можно просматривать с помощью Microsoft Windows , разработанного Microsoft Corporation . В целом, этот формат связан с три существующим (-и) прикладным (-и) программным (-и) средством (-ами). Обычно они имеют формат Portable Executable File . Эти файлы классифицируют на Executable Files , Plugin Files и Data Files. Основная часть файлов относится к Executable Files .

Расширение файла PE можно просмотреть с помощью Windows. Они поддерживаются в основном настольными компьютерами и некоторыми мобильными платформами. Рейтинг популярности файлов PE составляет «Низкий», что означает, что данные файлы встречаются редко.

Если вы хотите узнать больше о файлах PE и программном обеспечении, с помощью которых они открываются, см. с дополнительноуюй подробную информацию далее. Кроме того, вы также можете узнать, как выполнить простое устранение неполадок при возникновении проблем при открытии файлов PE .

Популярность типов файлов
Ранг Файла

Активность

Этот тип файлов по-прежнему сохранил актуальность и активно используется разработчиками и прикладными программными средствами. Хотя оригинальное программное обеспечение этого типа файлов может отодвигаться на второй план более новой версией (например. Excel 97 против Office 365), этот тип файлов по-прежнему активно поддерживается текущей версией программного обеспечения. Этот процесс взаимодействия со старой операционной системой или устаревшей версией программного обеспечения также известен как «обратная совместимость ».

Статус файла
Страница Последнее обновление


Типы файлов PE

Ассоциация основного файла PE

Программа исполняемый файл, который является переносимым для всех операционных систем Microsoft 32-разрядных, может быть выполнен в любой версии Windows NT, Windows 95 и Win32s.


Ассоциации других файлов PE

Вставные файл, связанный с Privacy Eraser, Интернет Eraser, который защищает интернет конфиденциальность, очищая все следы Интернет и компьютерной деятельности.

Файл данных сохраняется в текстовом формате магазинах планетарные данные эфемерид для набора систем Tool (СТК), основанная на физике геометрии двигателя, разработанной аналитической графики.


Попробуйте универсальное средство для просмотра файлов

В дополнение к продуктам, перечисленным выше, мы предлагаем вам попробовать универсальное средство для просмотра файлов типа FileViewPro. Данное средство может открывать более 200 различных типов файлов, предоставляя функции редактирования для большинства из них.

Лицензия | | Условия |


Устранение неполадок при открытии файлов PE

Общие проблемы с открытием файлов PE

Microsoft Windows не установлен

Дважды щелкнув по файлу PE вы можете увидеть системное диалоговое окно, в котором сообщается «Не удается открыть этот тип файла» . В этом случае обычно это связано с тем, что на вашем компьютере не установлено Microsoft Windows для %%os%% . Так как ваша операционная система не знает, что делать с этим файлом, вы не сможете открыть его дважды щелкнув на него.


Совет: Если вам извстна другая программа, которая может открыть файл PE, вы можете попробовать открыть данный файл, выбрав это приложение из списка возможных программ.

Установлена неправильная версия Microsoft Windows

В некоторых случаях у вас может быть более новая (или более старая) версия файла Portable Executable File, не поддерживаемая установленной версией приложения . При отсутствии правильной версии ПО Microsoft Windows (или любой из других программ, перечисленных выше), может потребоваться загрузить другую версию ПО или одного из других прикладных программных средств, перечисленных выше. Такая проблема чаще всего возникает при работе в более старой версии прикладного программного средства с файлом, созданным в более новой версии , который старая версия не может распознать.


Совет: Иногда вы можете получить общее представление о версии файла PE, щелкнув правой кнопкой мыши на файл, а затем выбрав «Свойства» (Windows) или «Получить информацию» (Mac OSX).


Резюме: В любом случае, большинство проблем, возникающих во время открытия файлов PE, связаны с отсутствием на вашем компьютере установленного правильного прикладного программного средства.

Установить необязательные продукты - FileViewPro (Solvusoft) | Лицензия | Политика защиты личных сведений | Условия |


Другие причины проблем с открытием файлов PE

Даже если на вашем компьютере уже установлено Microsoft Windows или другое программное обеспечение, связанное с PE, вы все равно можете столкнуться с проблемами во время открытия файлов Portable Executable File. Если проблемы открытия файлов PE до сих пор не устранены, возможно, причина кроется в других проблемах, не позволяющих открыть эти файлы . Такие проблемы включают (представлены в порядке от наиболее до наименее распространенных):

  • Неверные ссылки на файлы PE в реестре Windows («телефонная книга» операционной системы Windows)
  • Случайное удаление описания файла PE в реестре Windows
  • Неполная или неправильная установка прикладного программного средства, связанного с форматом PE
  • Повреждение файла PE (проблемы с самим файлом Portable Executable File)
  • Заражение PE вредоносным ПО
  • Повреждены или устарели драйверы устройств оборудования, связанного с файлом PE
  • Отсутствие на компьютере достаточных системных ресурсов для открытия формата Portable Executable File

Опрос: Как часто вы сталкиваетесь с расширением файла, который вы не признаете?


Лучшие бренды мобильных устройств

Samsung (28.86%)
Apple (21.83%)
Huawei (9.25%)
Xiaomi (6.74%)
LG (3.11%)

Событие дня

Фотографы имеют длинный список форматов файлов, чтобы выбрать из, но когда они хотят огромное количество информации изображения, которые будут включены в их фотографий RAW является выхода на выбор.



Как исправить проблемы с открытием файлов PE

При наличии на компьютере установленной антивирусной программы можносканировать все файлы на компьютере, а также каждый файл в отдельности . Можно выполнить сканирование любого файла, щелкнув правой кнопкой мыши на файл и выбрав соответствующую опцию для выполнения проверки файла на наличие вирусов.

Например, на данном рисунке выделен файл my-file.pe , далее необходимо щелкнуть правой кнопкой мыши по этому файлу, и в меню файла выбрать опцию «сканировать с помощью AVG» . При выборе данного параметра откроется AVG Antivirus, который выполнит проверку данного файла на наличие вирусов.


Иногда ошибка может возникнуть в результате неверной установки программного обеспечения , что может быть связано с проблемой, возникшей в процессе установки. Это может помешать вашей операционной системе связать ваш файл PE с правильным прикладным программным средством , оказывая влияние на так называемые «ассоциации расширений файлов» .

Иногда простая переустановка Microsoft Windows может решить вашу проблему, правильно связав PE с Microsoft Windows. В других случаях проблемы с файловыми ассоциациями могут возникнуть в результате плохого программирования программного обеспечения разработчиком, и вам может потребоваться связаться с разработчиком для получения дополнительной помощи.


Совет: Попробуйте обновить Microsoft Windows до последней версии, чтобы убедиться, что установлены последние исправления и обновления.


Это может показаться слишком очевидным, но зачастую непосредственно сам файл PE может являться причиной проблемы . Если вы получили файл через вложение электронной почты или загрузили его с веб-сайта, и процесс загрузки был прерван (например, отключение питания или по другой причине), файл может повредиться . Если возможно, попробуйте получить новую копию файла PE и попытайтесь открыть его снова.


Осторожно: Поврежденный файл может повлечь за собой возникновение сопутствующего ущерба предыдущей или уже существующей вредоносной программы на вашем ПК, поэтому очень важно, чтобы на вашем компьютере постоянно работал обновленный антивирус.


Если ваш файл PE связан с аппаратным обеспечением на вашем компьютере , чтобы открыть файл вам может потребоваться обновить драйверы устройств , связанных с этим оборудованием.

Эта проблема обычно связана с типами мультимедийных файлов , которые зависят от успешного открытия аппаратного обеспечения внутри компьютера, например, звуковой карты или видеокарты . Например, если вы пытаетесь открыть аудиофайл, но не можете его открыть, вам может потребоваться обновить драйверы звуковой карты .


Совет: Если при попытке открыть файл PE вы получаете сообщение об ошибке, связанной с.SYS file , проблема, вероятно, может быть связана с поврежденными или устаревшими драйверами устройств , которые необходимо обновить. Данный процесс можно облегчить посредством использования программного обеспечения для обновления драйверов, такого как DriverDoc .


Если шаги не решили проблему , и у вас все еще возникают проблемы с открытием файлов PE, это может быть связано с отсутствием доступных системных ресурсов . Для некоторых версий файлов PE могут потребоваться значительный объем ресурсов (например, память/ОЗУ, вычислительная мощность) для надлежащего открытия на вашем компьютере. Такая проблема встречается достаточно часто, если вы используете достаточно старое компьютерное аппаратное обеспечение и одновременно гораздо более новую операционную систему.

Такая проблема может возникнуть, когда компьютеру трудно справиться с заданием, так как операционная система (и другие службы, работающие в фоновом режиме) могут потреблять слишком много ресурсов для открытия файла PE . Попробуйте закрыть все приложения на вашем ПК, прежде чем открывать Portable Executable File. Освободив все доступные ресурсы на вашем компьютере вы обеспечите налучшие условия для попытки открыть файл PE.


Если вы выполнили все описанные выше шаги , а ваш файл PE по-прежнему не открывается, может потребоваться выполнить обновление оборудования . В большинстве случаев, даже при использовании старых версий оборудования, вычислительная мощность может по-прежнему быть более чем достаточной для большинства пользовательских приложений (если вы не выполняете много ресурсоемкой работы процессора, такой как 3D-рендеринг, финансовое/научное моделирование или интенсивная мультимедийная работа). Таким образом, вполне вероятно, что вашему компьютеру не хватает необходимого объема памяти (чаще называемой «ОЗУ», или оперативной памятью) для выполнения задачи открытия файла.

Попробуйте обновить память , чтобы узнать, поможет ли это открыть файл PE. На сегодняшний день обновления памяти являются вполне доступными и очень простыми для установки даже для обычного пользователя компьютера. В качестве бонуса вы, вероятно, увидите хороший прирост производительности при выполнении вашим компьютером других задач.


Установить необязательные продукты - FileViewPro (Solvusoft) | Лицензия | Политика защиты личных сведений | Условия |


Typedef struct _IMAGE_FILE_HEADER { WORD Machine; WORD NumberOfSections; DWORD TimeDateStamp; DWORD PointerToSymbolTable; DWORD NumberOfSymbols; WORD SizeOfOptionalHeader; WORD Characteristics; } IMAGE_FILE_HEADER, *PIMAGE_FILE_HEADER;
Я лишь сухо опишу данные поля, т.к. названия интуитивно понятные и представляют из себя непосредственные значения, а не VA, RVA, RAW и прочие страшные интригующие штуки, о которых пока, мы только слышали от старых пиратов. Хотя с RAW мы уже сталкивались - это как раз смещения относительно начала файла (их ещё называют сырыми указателями или file offset). То есть если мы имеем RAW адрес, это значит что нужно шагнуть от начала файла на RAW позиций (ptrFile + RAW). После можно начинать читать значения. Ярким примером данного вида является e_lfnew - что мы рассмотрели выше в Dos заголовке.

*Machine : WORD - это число (2 байта) задаёт архитектуру процессора, на которой данное приложение может выполняться.
NumberOfSections : DWORD - количество секций в файле. Секции (в дальнейшем будем называть таблицей секций) следуют сразу после заголовка (PE-Header). В документации сказано что количество секций ограничено числом 96.
TimeDateStamp : WORD - число хранящее дату и время создания файла.
PointerToSymbolTable : DWORD - смещение (RAW) до таблицы символов, а SizeOfOptionalHeader - это размер данной таблицы. Данная таблица призвана служить для хранения отладочной информации, но отряд не заметил потери бойца с самого начала службы. Чаще всего это поле зачищается нулями.
SIzeOfOptionHeader : WORD - размер опционального заголовка (что следует сразу за текущим) В документации указано, что для объектного файла он устанавливается в 0…
*Characteristics : WORD - характеристики файла.

* - поля, которые определены диапозоном значений. Таблицы возможных значений представлены в описании структуры на оф. сайте и приводиться здесь не будут, т.к. ничего особо важного для понимая формата они не несут.

Оставим этот остров! Нам нужно двигаться дальше. Ориентир - страна под названием Optional-Header.

“- Где карта, Билли? Мне нужна карта.”
(Остров сокровищ)

Optional-Header (IMAGE_OPTIONAL_HEADER)

Название сего материка заголовка не очень удачное. Этот заголовок является обязательным и имеет 2 формата PE32 и PE32+ (IMAGE_OPTIONAL_HEADER32 и IMAGE_OPTIONAL_HEADER64 соответственно). Формат хранится в поле Magic : WORD. Заголовок содержит необходимую информацию для загрузки файла. Как всегда :

IMAGE_OPTIONAL_HEADER

typedef struct _IMAGE_OPTIONAL_HEADER { WORD Magic; BYTE MajorLinkerVersion; BYTE MinorLinkerVersion; DWORD SizeOfCode; DWORD SizeOfInitializedData; DWORD SizeOfUninitializedData; DWORD AddressOfEntryPoint; DWORD BaseOfCode; DWORD BaseOfData; DWORD ImageBase; DWORD SectionAlignment; DWORD FileAlignment; WORD MajorOperatingSystemVersion; WORD MinorOperatingSystemVersion; WORD MajorImageVersion; WORD MinorImageVersion; WORD MajorSubsystemVersion; WORD MinorSubsystemVersion; DWORD Win32VersionValue; DWORD SizeOfImage; DWORD SizeOfHeaders; DWORD CheckSum; WORD Subsystem; WORD DllCharacteristics; DWORD SizeOfStackReserve; DWORD SizeOfStackCommit; DWORD SizeOfHeapReserve; DWORD SizeOfHeapCommit; DWORD LoaderFlags; DWORD NumberOfRvaAndSizes; IMAGE_DATA_DIRECTORY DataDirectory; } IMAGE_OPTIONAL_HEADE R, *PIMAGE_OPTIONAL_HEADER;


* Как всегда, мы изучим только основные поля, которые имеют наибольшее влияние на представление о загрузке и того, как двигаться дальше по файлу. Давайте условимся - в полях данной структуры, содержаться значения с VA (Virtual address) и RVA (Relative virtual address) адресами. Это уже адреса не такие как RAW, и их нужно уметь читать (точнее считать). Мы непременно научимся это делать, но только для начала разберём структуры, которые идут друг за другом, чтобы не запутаться. Пока просто запомните - это адреса, которые после расчётов, указывают на определённое место в файле. Также встретится новое понятие - выравнивание. Его мы рассмотрим в купе с RVA адресами, т.к. эти они довольно тесно связаны.

AddressOfEntryPoint : DWORD - RVA адрес точки входа. Может указывать в любую точку адресного пространства. Для.exe файлов точка входа соответствует адресу, с которого программа начинает выполняться и не может равняться нулю!
BaseOfCode : DWORD - RVA начала кода программы (секции кода).
BaseOfData : DWORD - RVA начала кода программы (секции данных).
ImageBase : DWORD - предпочтительный базовый адрес загрузки программы. Должен быть кратен 64кб. В большистве случаев равен 0x00400000.
SectionAligment : DWORD - размер выравнивания (байты) секции при выгрузке в виртуальную память.
FileAligment : DWORD - размер выравнивания (байты) секции внутри файла.
SizeOfImage : DWORD - размер файла (в байтах) в памяти, включая все заголовки. Должен быть кратен SectionAligment.
SizeOfHeaders : DWORD - размер всех заголовков (DOS, DOS-Stub, PE, Section) выравненный на FileAligment.
NumberOfRvaAndSizes : DWORD - количество каталогов в таблице директорий (ниже сама таблица). На данный момент это поле всегда равно символической константе IMAGE_NUMBEROF_DIRECTORY_ENTRIES, которая равна 16-ти.
DataDirectory : IMAGE_DATA_DIRECTORY - каталог данных. Проще говоря это массив (размером 16), каждый элемент которого содержит структуру из 2-ух DWORD-ых значений.

Рассмотрим что из себя представляет структура IMAGE_DATA_DIRECTORY :

Typedef struct _IMAGE_DATA_DIRECTORY { DWORD VirtualAddress; DWORD Size; } IMAGE_DATA_DIRECTORY, *PIMAGE_DATA_DIRECTORY;
Что мы имеем? Мы имеем массив из 16 элементов, каждый элемент которого, содержит адрес и размер (чего? как? зачем? всё через минуту). Встаёт вопрос чего именно это характеристики. Для этого, у microsoft имеется специальные константы для соответствия. Их можно увидеть в самом конце описания структуры. А пока:

// Directory Entries #define IMAGE_DIRECTORY_ENTRY_EXPORT 0 // Export Directory #define IMAGE_DIRECTORY_ENTRY_IMPORT 1 // Import Directory #define IMAGE_DIRECTORY_ENTRY_RESOURCE 2 // Resource Directory #define IMAGE_DIRECTORY_ENTRY_EXCEPTION 3 // Exception Directory #define IMAGE_DIRECTORY_ENTRY_SECURITY 4 // Security Directory #define IMAGE_DIRECTORY_ENTRY_BASERELOC 5 // Base Relocation Table #define IMAGE_DIRECTORY_ENTRY_DEBUG 6 // Debug Directory // IMAGE_DIRECTORY_ENTRY_COPYRIGHT 7 // (X86 usage) #define IMAGE_DIRECTORY_ENTRY_ARCHITECTURE 7 // Architecture Specific Data #define IMAGE_DIRECTORY_ENTRY_GLOBALPTR 8 // RVA of GP #define IMAGE_DIRECTORY_ENTRY_TLS 9 // TLS Directory #define IMAGE_DIRECTORY_ENTRY_LOAD_CONFIG 10 // Load Configuration Directory #define IMAGE_DIRECTORY_ENTRY_BOUND_IMPORT 11 // Bound Import Directory in headers #define IMAGE_DIRECTORY_ENTRY_IAT 12 // Import Address Table #define IMAGE_DIRECTORY_ENTRY_DELAY_IMPORT 13 // Delay Load Import Descriptors #define IMAGE_DIRECTORY_ENTRY_COM_DESCRIPTOR 14 // COM Runtime descriptor
Ага! Мы видим, что каждый элемент массива, отвечает за прикреплённую к нему таблицу. Но увы и ах, пока эти берега недосягаемы для нас, т.к. мы не умеем работаться с VA и RVA адресами. А для того чтобы научиться, нам нужно изучить что такое секции. Именно они расскажут о своей структуре и работе, после чего станет понятно для чего нужны VA, RVA и выравнивания. В рамках данной статьи, мы затронем только экспорт и иморт. Предназначение остальных полей можно найти в оф. документации, либо в книжках. Так вот. Собственно поля:

VirtualAddress : DWORD - RVA на таблицу, которой соответствует элемент массива.
Size : DWORD - размер таблицы в байтах.

Итак! Чтобы добраться до таких экзотических берегов как таблицы импорта, экспорта, ресурсов и прочих, нам необходимо пройти квест с секциями. Ну что ж юнга, взглянем на общую карту, определим где мы сейчас находимся и будем двигаться дальше:

А находимся мы не посредственно перед широкими просторами секций. Нам нужно непременно выпытать что они таят и разобраться уже наконец с другим видом адресации. Нам хочется настоящих приключений! Мы хотим поскорее отправится к таким республикам как таблицы импорта и экспорта. Старые пираты говаривают, что не каждый смог до них добраться, а тот кто добрался вернулся -с золотом и женщинами со священными знаниями об океане. Отчаливаем и держим путь на Section header.

“- Ты низложен, Сильвер! Слезай с бочки!”
(Остров сокровищ)

Section-header (IMAGE_SECTION_HEADER)


Сразу за массивом DataDirectory друг за другом идут секции. Таблица секций представляет из себя суверенное государство, которое делится на NumberOfSections городов. Каждый город имеет своё ремесло, свои права, а также размер в 0x28 байт. Количество секций указано в поле NumberOfSections , что хранится в File-header-е. Итак, рассмотрим структуру :

Typedef struct _IMAGE_SECTION_HEADER { BYTE Name; union { DWORD PhysicalAddress; DWORD VirtualSize; } Misc; DWORD VirtualAddress; DWORD SizeOfRawData; DWORD PointerToRawData; DWORD PointerToRelocations; DWORD PointerToLinenumbers; WORD NumberOfRelocations; WORD NumberOfLinenumbers; DWORD Characteristics; } IMAGE_SECTION_HEADER, *PIMAGE_SECTION_HEADER;
Name : BYTE - название секции. На данный момент имеет длину в 8 символов.
VirtualSize : DWORD - размер секции в виртуальной памяти.
SizeOfRawData : DWORD - размер секции в файле.
VirtualAddress : DWORD - RVA адрес секции.
SizeOfRawData : DWORD - размер секции в файле. Должен быть кратен FileAligment .
PointerToRawData : DWORD - RAW смещение до начала секции. Также должен быть кратен FileAligment
Characteristics : DWORD - атрибуты доступа к секции и правила для её загрузки в вирт. память. Например атрибут для определения содержимого секции (иниц. данные, не инициал. данные, код). Или атрибуты доступа - чтение, запись, исполнение. Это не весь их спектр. Характеристики задаются константами из того-же WINNT.h, которые начинаются с IMAGE_SCN_. Более подробно ознакомится с атрибутами секций можно . Также хорошо описаны атрибуты в книгах Криса Касперски - список литературы в конце статьи.

По поводу имени следует запомнить следующее - секция с ресурсам, всегда должна иметь имя.rsrc. В противном случае ресурсы не будут подгружены. Что касается остальных секций - то имя может быть любым. Обычно встречаются осмысленные имена, например.data, .src и т.д… Но бывает и такое:

Секции, это такая область, которая выгружается в виртуальную память и вся работа происходит непосредственно с этими данными. Адрес в виртуальной памяти, без всяких смещений называется Virtual address, сокращённо VA. Предпочитаемый адрес для загрузки приложения, задаётся в поле ImageBase . Это как точка, с которой начинается область приложения в виртуальной памяти. И относительно этой точки отсчитываются смещения RVA (Relative virtual address). То есть VA = ImageBase + RVA; ImageBase нам всегда известно и получив в своё распоряжение VA или RVA, мы можем выразить одно через другое.

Тут вроде освоились. Но это же виртуальная память! А мы то находимся в физической. Виртуальная память для нас сейчас это как путешествие в другие галактики, которые мы пока можем лишь только представлять. Так что в виртуальную память нам на данный момент не попасть, но мы можем узнать что там будет, ведь это взято из нашего файла.

Выравнивание


Для того чтобы правильно представлять выгрузку в вирт. память, необходимо разобраться с таким механизмом как выравнивание. Для начала давайте взглянем на схему того, как секции выгружаются в память.

Как можно заметить, секция выгружается в память не по своему размеру. Здесь используются выравнивания. Это значение, которому должны быть кратен размер секции в памяти. Если посмотреть на схему, то мы увидим, что размер секции 0x28, а выгружается в размере 0x50. Это происходит из-за размера выравнивания. 0x28 “не дотягивает” до 0x50 и как следствие, будет выгружена секция, а остальное пространство в размере 0x50-0x28 занулится. А если размер секции был бы больше размера выравнивания, то что? Например sectionSize = 0x78, а sectionAligment = 0x50, т.е. остался без изменений. В таком случае, секция занимала бы в памяти 0xA0 (0xA0 = 0x28 * 0x04) байт. То есть значение которое кратно sectionAligment и полностью кроет sectionSize . Следует отметить, что секции в файле выравниваются аналогичным образом, только на размер FileAligment . Получив необходимую базу, мы можем разобраться с тем, как конвертировать из RVA в RAW.

“Здесь вам не равнина, здесь климат иной.”
(В.С. Высоцкий)

Небольшой урок арифметики


Перед тем как начать выполнение, какая то часть программы должна быть отправлена в адресное пространство процессора. Адресное пространство - это объём физически адресуемой процессором оперативной памяти. “Кусок” в адресном пространстве, куда выгружается программа называется виртуальным образом (virtual image). Образ характеризуется адресом базовой загрузки (Image base) и размером (Image size). Так вот VA (Virtual address) - это адрес относительно начала виртуальной памяти, а RVA (Relative Virtual Address) относительно места, куда была выгружена программа. Как узнать базовый адрес загрузки приложения? Для этого существует отдельное поле в опциональном заголовке под названием ImageBase . Это была небольшая прелюдия чтобы освежить в памяти. Теперь рассмотрим схематичное представление разных адресаций:

Дак как же всё таки прочитать информацию из файла, не выгружая его в виртуальную память? Для этого нужно конвертировать адреса в RAW формат. Тогда мы сможем внутри файла шагнуть на нужный нам участок и прочитать необходимые данные. Так как RVA - это адрес в виртуальной памяти, данные по которому были спроецированы из файла, то мы можем произвести обратный процесс. Для этого нам понадобится ключ девять на шестнадцать простая арифметика. Вот несколько формул:

VA = ImageBase + RVA; RAW = RVA - sectionRVA + rawSection; // rawSection - смещение до секции от начала файла // sectionRVA - RVA секции (это поле хранится внутри секции)
Как видно, чтобы высчитать RAW, нам нужно определить секцию, которой принадлежит RVA. Для этого нужно пройти по всем секциям и проверить следующие условие:

RVA >= sectionVitualAddress && RVA < ALIGN_UP(sectionVirtualSize, sectionAligment) // sectionAligment - выравнивание для секции. Значение можно узнать в Optional-header. // sectionVitualAddress - RVA секции - хранится непосредственно в секции // ALIGN_UP() - функция, определяющая сколько занимает секция в памяти, учитывая выравнивание
Сложив все пазлы, получим вот такой листинг:

Typedef uint32_t DWORD; typedef uint16_t WORD; typedef uint8_t BYTE; #define ALIGN_DOWN(x, align) (x & ~(align-1)) #define ALIGN_UP(x, align) ((x & (align-1))?ALIGN_DOWN(x,align)+align:x) // IMAGE_SECTION_HEADER sections; // init array sections int defSection(DWORD rva) { for (int i = 0; i < numberOfSection; ++i) { DWORD start = sections[i].VirtualAddress; DWORD end = start + ALIGN_UP(sections[i].VirtualSize, sectionAligment); if(rva >= start && rva < end) return i; } return -1; } DWORD rvaToOff(DWORD rva) { int indexSection = defSection(rva); if(indexSection != -1) return rva - sections.VirtualAddress + sections.PointerToRawData; else return 0; }
*Я не стал включать в код объявление типа, и инициализацию массива, а лишь предоставил функции, которые помогут при расчёте адресов. Как видите, код получился не очень сложным. Разве что малость запутанным. Это проходит… если уделить ещё немного времени колупанию в.exe через дизассемблер.

УРА! Разобрались. Теперь мы можем отправится в края ресурсов, библиотек импорта и экспорта и вообще куда душа желает. Мы ведь только что научились работать с новым видом адресации. В путь!

“-Неплохо, неплохо! Всё же они получили свой паёк на сегодня!”
(Остров сокровищ)

Export table


В самом первом элементе массива DataDirectory хранится RVA на таблицу экспорта, которая представлена структурой IMAGE_EXPORT_DIRECTORY. Эта таблица свойственна файлам динамических библиотек (.dll). Основной задачей таблицы является связь экспортируемых функций с их RVA. Описание представлено в оф. спецификикации :

Typedef struct _IMAGE_EXPORT_DIRECTORY { DWORD Characteristics; DWORD TimeDateStamp; WORD MajorVersion; WORD MinorVersion; DWORD Name; DWORD Base; DWORD NumberOfFunctions; DWORD NumberOfNames; DWORD AddressOfFunctions; DWORD AddressOfNames; DWORD AddressOfNameOrdinals; } IMAGE_EXPORT_DIRECTORY,*PIMAGE_EXPORT_DIRECTORY;
Эта структура содержит три указателя на три разные таблицы. Это таблица имён (функций) (AddressOfNames ), ординалов(AddressOfNamesOrdinals ), адресов(AddressOfFunctions ). В поле Name хранится RVA имени динамической библиотеки. Ординал - это как посредник, между таблицей имён и таблицей адресов, и представляет из себя массив индексов (размер индекса равен 2 байта). Для большей наглядности рассмотрим схему:

Рассмотрим пример. Допустим i-ый элемент массива имён указывает на название функции. Тогда адрес этой функции можно получить обратившись к i-му элементу в массиве адресов. Т.е. i - это ординал.

Внимание! Если вы взяли к примеру 2-ой элемент в таблице ординалов, это не значит 2 - это ординал для таблиц имён и адресов. Индексом является значение, хранящееся во втором элементе массива ординалов.

Количество значений в таблицах имён (NumberOfNames ) и ординалов равны и не всегда совпадают с количеством элементов в таблице адресов (NumberOfFunctions ).

“За мной пришли. Спасибо за внимание. Сейчас, должно быть, будут убивать!”
(Остров сокровищ)

Import table


Таблица импорта неотъемлемая часть любого приложения, которая использует динамические библиотеки. Данная таблица помогает соотнести вызовы функций динамических библиотек с соответствующими адресами. Импорт может происходить в трёх разных режимах: стандартный, связывающем (bound import) и отложенном (delay import). Т.к. тема иморта достаточно многогранна и тянет на отдельную статью, я опишу только стандартный механизм, а остальные опишу только «скелетом».

Стандартный импорт - в DataDirectory под индексом IMAGE_DIRECTORY_ENTRY_IMPORT(=1) хранится таблица импорта. Она представляет собой массив из элементов типа IMAGE_IMPORT_DESCRIPTOR. Таблица импорта хранит (массивом) имена функций/ординалов и в какое место загрузчик должен записать эффективный адрес этой функций. Этот механизм не очень эффективен, т.к. откровенно говоря всё сводится к перебору всей таблицы экспорта для каждой необходимой функции.

Bound import - при данной схеме работы в поля (в первом элементе стандартной таблицы импорта) TimeDateStamp и ForwardChain заносится -1 и информация о связывании хранится в ячейке DataDirectory с индексом IMAGE_DIRECTORY_ENTRY_BOUND_IMPORT(=11). То есть это своего рода флаг загрузчику о том что нужно использовать bound import. Так же для «цепочки bound импорта» фигурируют свои структуры. Алгоритм работы заключается в следующем - в виртуальную память приложения выгружается необходимая библиотека и все необходимые адреса «биндятся» ещё на этапе компиляции. Из недостатоков можно отметить то, что при перекомпиляции dll, нужно будет перекомпилировать само приложение, т.к. адреса функций будут изменены.

Delay import - при данном методе подразумевается что.dll файл прикреплён к исполняемому, но в память выгружается не сразу (как в предыдущих двух методах), а только при первом обращении приложения к символу (так называют выгружаемые элементы из динамических библиотек). То есть программа выполняется в памяти и как только процесс дошёл до вызова функции из динамической библиотеки, то вызывается специальный обработчик, который подгружает dll и разносит эффективные адреса её функций. За отложенным импортом загрузчик обращается к DataDirectory (элемент с номером 15).

Малость осветив методы импорта, перейдём непосредственно к таблице импорта.

“-Это моряк! Одежда у него была морская. - Да ну? А ты думал найти здесь епископа?”
(Остров сокровищ - Джон Сильвер)

Import-descriptor (IMAGE_IMPORT_DESCRIPTOR)


Для того чтобы узнать координаты таблицы импорта, нам нужно обратиться к массиву DataDirectory . А именно к элементу IMAGE_DIRECTORY_ENTRY_IMPORT (=1). И прочитать RVA адрес таблицы. Вот общая схема пути, который требуется проделать:

Затем из RVA получаем RAW, в соответствии с формулами приведёнными выше, и затем “шагаем” по файлу. Теперь мы впритык перед массивом структур под названием IMAGE_IMPORT_DESCRIPTOR. Признаком конца массива служит “нулевая” структура.

Typedef struct _IMAGE_IMPORT_DESCRIPTOR { union { DWORD Characteristics; DWORD OriginalFirstThunk; } DUMMYUNIONNAME; DWORD TimeDateStamp; DWORD ForwarderChain; DWORD Name; DWORD FirstThunk; } IMAGE_IMPORT_DESCRIPTOR,*PIMAGE_IMPORT_DESCRIPTOR;
Я не смог выудить на msdn ссылку на описание структуры, но вы можете наблюдать её в файле WINNT.h. Начнём разбираться.

OriginalFirstThunk : DWORD - RVA таблицы имён импорта (INT).
TimeDateStamp : DWORD - дата и время.
ForwarderChain : DWORD - индекс первого переправленного символа.
Name : DWORD - RVA строки с именем библиотеки.
FirstThunk : DWORD - RVA таблицы адресов импорта (IAT).

Тут всё несколько похоже на экспорт. Также таблица имён (INT) и и тоже рубище на нём адресов (IAT). Также RVA имени библиотеки. Только вот INT и IAT ссылаются на массив структур IMAGE_THUNK_DATA. Она представлена в двух формах - для 64- и для 32-ый систем и различаются только размером полей. Рассмотрим на примере x86:

Typedef struct _IMAGE_THUNK_DATA32 { union { DWORD ForwarderString; DWORD Function; DWORD Ordinal; DWORD AddressOfData; } u1; } IMAGE_THUNK_DATA32,*PIMAGE_THUNK_DATA32;
Важно ответить, что дальнейшие действия зависят от старшего бита структуры. Если он установлен, то оставшиеся биты представляют из себя номер импортируемого символа (импорт по номеру). В противном случае (старший бит сброшен) оставшиеся биты задают RVA импортируемого символа (импорт по имени). Если мы имеем импорт по имени, то указатель хранит адрес на следующую структуру:

Typedef struct _IMAGE_IMPORT_BY_NAME { WORD Hint; BYTE Name; } IMAGE_IMPORT_BY_NAME, *PIMAGE_IMPORT_BY_NAME;
Здесь Hint - это номер функции, а Name - имя.

Для чего это всё? Все эти массивы, структуры… Рассмотрим для наглядности замечательную схему с

Лучшие статьи по теме